Невские наводнения относятся к числу примечательных и грозных явлений природы. Первое наводнение случилось через три месяца после начала строительства города: в ночь на 31 августа 1703 года вода в устье Невы поднялась на 7 футов (210 см).
Со времени основания города на Неве, наводнения случались около 323 раз. Самое разрушительное из них произошло 7 ноября 1824 г., когда уровень воды поднялся до отметки 410 см выше ординара и более половины городской территории оказалось затопленной. В тот же день утонуло несколько сот человек (по различным данным - от 208 до 1200 человек), разрушено 462 и повреждено 3681 дом из 7500 домов, имевшихся в то время в Санкт-Петербурге; погибло не менее 3600 голов скота. Второе по разрушительной силе наводнение произошло 23 сентября 1924 г., оно также принесло немалые разрушения. Защитить город от наводнений вначале пытались путем подъема уровня территории застройки. По указанию основателя города Петра I подсыпка грунта велась на Васильевском и Березовом островах, а впоследствии и на других территориях. Уровень земли поднимался на 1.5 сажени выше среднего уровня воды в устье Невы за счет грунта извлекаемого при рытье каналов. Заболоченные низменные места покрывались камнем. В 1714 г. царь ввел указ о том, чтобы каждое судно и каждая телега, входившие или въезжавшие в город, доставляли бы камни установленного количества и веса. Этот указ сохранил свою силу на протяжении 65 лет. В настоящее время насыпной слой грунта в старых районах города составляет 3-4 м, а в отдельных местах достигает 12м. Ту же цель преследовала и намывка грунта в заболоченных прибрежных частях. За всю историю города намыто 4.5 тыс. га, что втрое превышает площадь Васильевского острова. Однако подсыпка грунта не спасала город от наводнений, поэтому предпринимались и другие меры: создание земляных насыпей, рытье каналов и др. Но и они не приносили ожидаемого эффекта.
В 1979 г. началось возведение сооружений по защите города от наводнений. От ст. Горская на северном побережье Финского залива через остров Котлин и до ст. Бронка, что находится под г. Ломоносовым на южном побережье залива отсыпана дамба длиной 25.4 км, высотой 8 м над уровнем моря, шириной 35 м. В ней два пролета шириной 110 и 200 м для прохода судов, перед подъемом волны, образующейся у входа в Финский залив они закрываются специальными воротами. По гребню дамбы проложена шестиполосная автомагистраль, которая стала звеном кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга.
Ученые утверждают, что подъемы в устье Невы могут быть и значительно больше наблюдавшихся: по расчетам института «Ленгидропроект» с вероятностью 1 раз в 1000 лет подъем уровня воды в устье Невы может достигать 4,87 м, а 1 раз в 10000 лет – 5,40 м.