Ладожский вокзал

      История железнодорожных путей у Заневского проспекта ведётся с 1912-1914 годов, когда здесь прошла соединительная ветка между Николаевской и Финляндской железными дорогами. Близ деревни Яблоневка дорога прошла по территории бывшей дачи Долгоруковых, от которой взяла название находившаяся здесь железнодорожная станция "Дача Долгорукова".

       Эта станция была построена в 1912 году на так называемой Финляндской соединительной ветке, которая по Финляндскому жд мосту через Неву, связала жд сеть Карельского перешейка с ее выходом на Выборг и Финляндию, с остальными железнодорожными направлениями, отходящими от столицы Российской империи. То есть с собственно основным Питерским железнодорожным узлом.

      В течении более чем 130 лет в Санкт-Петербурге было пять вокзалов, построенных во второй половине XIX века. Ладожский вокзал же открыт к 300-летию города, в 2003 году. Архитектор здания - Никита Игоревич Явейн. В отличие от остальных петербургских вокзалов, которые являются тупиковыми, Ладожский - транзитный.

      Планы строительства нового железнодорожного транспортного узла появились ещё в 1960-е годы. Уже в то время с пассажиропотоком с трудом справлялись существующие вокзалы. К концу XX века проблема ещё более обострилась, и решение о строительстве Ладожского вокзала было принято окончательно. К тому же стало необходимо сделать более коротким время в пути между Москвой и Хельсинки. Строили вокзал к юбилею города в 2001-2003 годах. Построили его на том месте, где и планировали изначально - на месте станции "Дача Долгорукова", на Заневском проспекте.

      25 мая 2003 года состоялось официальное открытие Ладожского вокзала, при присутствии губернатора города Владимира Яковлева. Однако уже на следующий день его закрыли, так как до конца к тому моменту он ещё не был построен.

      Первый прибывший поезд - "Лев Толстой" сообщением Хельсинки-Москва 11 июня 2003 года.

      Ладожский вокзал взял на себя часть пассажиропотока Московского и Финляндского вокзалов.

      Интересно, что дипломный проект архитектора Н. И. Явейна посвящён именно Ладожскому вокзалу. Его отец так же является архитектором многих вокзальных комплексов.

       У Ладожского вокзала сходятся два направления — на Мгу — Волховстрой и на жд сеть Карельского перешейка.

       На фото видно направление на Мгу — Волховстрой. Стоит готовый под выдачу электровоз ЭП2К, из депо СПб-Московский-Пассажирский, а маневровая "чмуха" вытаскивает под посадку из отстоя пассажирский ж/д состав.

       Направление от Ладожского вокзала на Мгу по сути дублирует старый ход на эту же станцию, отходящий от главного Московского хода в Обухово. Когда построили эту дублирующую соединительную ветвь мне неизвестно, но она по сути и стала главным ходом для Ладожского вокзала и именно благодаря ей собственно и появился этот вокзал, обслуживающий восточное и северное направления на Волховстрой (Мурманск) — Тихвин — Вологду.

       От Ладожского вокзала идут пассажирские поезда в сторону Урала, Сибири, Казахстана и российского Заполярья.

       Надо сказать, что через Ладожский вокзал идет довольно интенсивное грузовое движение.

       Локомотивы постоянного тока с Ладожского вокзала доходят до стыковой станции Бабаево (Вологодская обл.), которая расположена на линии СПб — Вологда — Киров в 350 километрах от Питера. Именно эта жд линия, проходящая намного севернее Москвы, связывает бывшую императорскую столицу России с Уралом и Сибирью.

       В глубине видна остановка трамвая, которую обустроили прямо под пешеходным выходом из вокзала, по которому можно выйти прямо к станции метро и остановкам другого транспорта. Ближе виден автомобильный съезд (эстакада) от комплекса Ладожского вокзала.

       Бывшее здание станции "Дача Долгорукова" построенное 100 лет назад, в характерном для той эпохи стиле. Сейчас в нем находится отделение полиции.

       Вокзальный комплекс в районе Малой Охты построен в 2001—2003 годах по проекту архитектора Никиты Явейна и потенциально рассчитан на приём 50 пар пригородных и 26 пар поездов дальнего следования в сутки. Вокзал построен по принципу «интеллектуального здания» и является одним из самых крупных и технологически передовых вокзалов Европы.

       Автомобильная эстакада образовывает на Ладожском вокзале своего рода небольшую Привокзальную площадь, висящую над жд путями.

       Вокзальный комплекс состоит из вокзала пригородных поездов и вокзала поездов дальнего следования. Вокзал пригородных поездов расположен на подземном (нижнем) ярусе, вокзал поездов дальнего следования — в конкорсе над железнодорожными путями, занимая весь верхний ярус. Основное пространство верхнего яруса на Ладожском вокзале — Световой зал. Там расположены необходимые для пассажиров службы. Комплекс соединён с наземным вестибюлем станции метро «Ладожская».

 

Источник 1, Источник 2