Исаакиевский собор

      Золоченые купола Исаакиевского собора — такой же общепризнанный символ Санкт-Петербурга, как кораблик на шпиле Адмиралтейства или ангел Петропавловского собора. Один из крупнейших храмов Старого Света объединяет в единый ансамбль Сенатскую и Исаакиевскую площади, на фоне его силуэта мы видим Медного всадника и знаменитых пушкинских львов дома Лобанова-Ростовского. В создании этого грандиозного сооружения объединились талант Огюста Монферрана и инженерный опыт Августина Бетанкура, гении живописца Карла Брюллова и скульптора Ивана Витали, мастерство русских камнерезов и ломщиков гранита и знания создателя гальванопластики профессора Б.С. Якоби.

      У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба   его строили четыре раза. Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.
      Первая Исаакиевская церковь была создана под руководством графа Ф.М.Апраксина на деньги, выделенные для строительства Адмиралтейства. Это был переоборудованный под храм чертежный амбар размером 9 х 18 м. Он находился с запада от Адмиралтейства, в 40 — 50 м от Невы. Шатровая крыша храма высотой 4 — 4,5 м была покрыта водонепроницаемым воско-битумным составом черно-коричневого цвета, которым смолили днища кораблей. Шпиль церкви венчал крест, на башне подвесили небольшие колокола.


      Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые.
      Однако место для строительства выбрали неудачно. В то время берега Невы не были укреплены гранитом, и оползание грунта вызвало неравномерную осадку здания, трещины в стенах и сводах собора. К тому же в мае 1735 года от удара молнии церковь загорелась, и пожар довершил начавшееся разрушение. Восстановить храм было невозможно. Вскоре его пришлось разобрать. В 1762 году архитектор С.И.Чевакинский разработал планировку новой городской площади — Исаакиевской — и предложил проект собора, который предполагал соорудить в ее центре. Но осуществить этот замысел не удалось. Построить новый собор, связанный с именем Петра Великого, поручила архитектору Антонио Ринальди восшедшая на российский престол императрица Екатерина II. Если бы Ринальди построил этот храм, то он мог бы стать лучшим творением архитектора в Санкт-Петербурге. Собор был задуман с пятью изящными, сложными по рисунку куполами и высокой трехъярусной колокольней. В его строительстве принимал также участие архитектор А.Ф.Вист.


      Мраморная облицовка должна была придать изысканность цветовому решению фасадов. Но возведение храма затянулось почти на тридцать лет. Не завершив начатого, Ринальди после смерти Екатерины II покинул Петербург. Достраивал храм в царствование императора Павла I придворный архитектор Винченцо Бренна, при этом упростив и исказив замысел Ринальди. Вместо пяти изящных легких куполов возвели один массивный. Облицовка мрамором доходила только до карниза, а выше стены собора остались кирпичными. В результате получилось приземистое полумраморное кирпичное сооружение, не соответствующее парадному облику центра столицы. Это заставило правительство и Синод уже спустя семь лет после освящения третьего Исаакиевского собора задуматься о его перестройке.


      Об этом сооружении в народе родилась следующая эпиграмма:
          «Се памятник двух царств,
          Обоим им приличный,
          На мраморном низу
          Воздвигнут верх кирпичный».

      Качество постройки оставляло желать лучшего. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке.

      В 1809 году объявили конкурс на создание нового Исаакиевского храма. В нем приняли участие известные зодчие А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, В.П.Стасов, Ч.Камерон, Т. де Томон, Д.Кваренги и многие другие. Основное условие конкурса — требование Александра I сохранить в новом храме алтари предшествующего. Царь считал, что сносить их было бы "оскорбительным для памяти основателей". Однако, прекрасно понимая, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведет к неравномерной осадке здания и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор. Царь с этим не согласился. Ни один из конкурсных проектов им одобрен не был.

      В 1813 году, в разгар войны с Наполеоном Бонапартом, в Петербурге была предпринята еще одна попытка перестроить Исаакиевский собор. По тем же причинам, что и предыдущий, конкурс проектов завершился безрезультатно.

      Разочаровавшись в своей затее, Александр I решил больше не проводить конкурсы. Но от идеи переделать Исаакиевский собор не отказался. В 1816 году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Возглавил его талантливый инженер А.Бетанкур. В Комитет вошли архитекторы К.Росси, А.Модюи, А.А.Михайлов 2-й, инженеры П.П.Базен, М.Г.Дестрем и другие. Император дал распоряжение Бетанкуру подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана. Монферран трудился над проектом в течение всего 1817 года, и представил 24 эскизных проекта Исаакиевского собора в различных стилях. Как и другим, его работу чрезвычайно затрудняла обязательность сохранения трех уже освященных алтарей старого собора. Монферран предполагал значительно увеличить размеры барабана центрального купола, оставив для его опор два старых и построив два новых пилона. Это решение было непрофессиональным. Неравномерная осадка пилонов ослабляла конструкцию здания, соединение его старых и новых частей и фундаментов редко приводило к положительным результатам. Тем не менее, 20 февраля 1818 года Александр I утвердил проект и назначил его автора придворным архитектором. В 1820 году Монферран издал альбом с 21-й гравированной таблицей, где изображались планы, фасады, эскизы будущего храма в сравнении с проектами Ринальди и Бренна. Девиз на титульном листе "Non omnis moriar" (не весь умру) сопровождал архитектора всю его жизнь. Но автору альбома вскоре пришлось пожалеть о сделанном. "Обнародованные" планы вызвали обвинения коллег в техническом несовершенстве проекта. Наиболее серьезные упреки в профессиональной неопытности и авантюризме высказал придворный архитектор Антуан Модюи, который представил в Совет Академии художеств докладную записку о несостоятельности Монферрана как архитектора.

      Критика сводилась к трем основным положениям: сомнения в том, что фундамент будет достаточно прочен для нового собора, сложности связи старых и новых частей здания, неправильное проектирование главного купола. Помимо замечаний по существу, Модюи допустил выпады личного характера, что, по мнению посла Франции в России графа де ла Ферроне, было вызвано, скорее всего, завистью к успехам соотечественника.

      Специально созданный Комитет Академии художеств рассмотрел в 1821 году возражения Модюи и сообщил князю А.Н.Голицыну о невозможности перестройки Исаакиевского собора без переработки проекта Монферрана. По распоряжению императора члены Комитета три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения. В этом приняли участие В.П.Стасов, А.А.Михайлов 2-й, А.И.Мельников и А.А.Михайлов 1-й. Согласившись с мнением опытных зодчих, Монферран выражает желание участвовать в "исправлении" собственного проекта. Он понимает, что его вариант нуждается в серьезной доработке. Внимательно изучив предложения, поправки и замечания членов Комитета, Монферран представил новый, более совершенный замысел, в котором предложил собственные решения наиболее принципиальных вопросов.

      Так, в его новом проекте собор становится более компактным и завершенным. Главный купол занимает доминирующее положение, а правильно найденные пропорции портиков уравновешивают объем здания. Барабан купола установлен на четырех новых опорах, внутреннее пространство храма расширено. В марте 1825 года проект получил Высочайшее одобрение. Таким образом, Монферран отстоял свое право быть автором одного из крупнейших купольных сооружений мира. В строительстве Исаакиевского собора принимали участие архитекторы Д.В.Шебуев, А.П.Брюллов (брат Карла Брюллова) и Н.Е.Ефимов, А.И.Штакеншнейдер, А.И.Кракау, И.А.Монигетти и другие, для которых работа под руководством Монферрана стала школой подлинного архитектурно-строительного искусства.


      Закладка нового собора произошла в июле 1819 года. Полностью готовый Исаакиевский собор жители Петербурга увидели только через 40 лет — в 1858 году.

      Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10762 сваи. Сейчас этот способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Тогда по городу ходил следующий анекдот. Будто когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю. Вслед за первой начали вбивать другую, но и та скрылась в болотистой почве. Установили третью, четвёртую… Пока в Петербург в адрес строителей не прибыло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую».— «Причём здесь мы?» — ответили из Петербурга.— "Но на конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К» пришёл ответ из Америки.

      Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов и Архип Шихин. Сухановым был изобретён оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. Сорок человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.


      О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:
      «Они приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: привязали покрепче судно к берегу — подложили ваги, брёвна, доски, завернули верёвки, перекрестились — крикнули громкое ура! — и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатываясь мимо Петра, который, казалось, благословлял сынов своих рукою, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви».

      Установка колонн производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (северный портик) была установлена в марте 1828 года, а последняя — в августе 1830 года.

      На позолочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.

      Строительство стен собора велось одновременно по всему периметру здания, и только к концу 1837 года приступили к сооружению верхней колоннады. Для этого разработали необычные леса, с помощью которых стало возможным поднять на значительную высоту двадцать четыре колонны, каждая из которых весила шестьдесят четыре тонны. Установка одной колонны длилась примерно два часа, участвовали в этом процессе около 300 человек. Тщательно изучив мировой архитектурный опыт создания купольных перекрытий, Монферран разработал свою, совершенно новую конструкцию, в результате огромный купол Исаакиевского собора стал значительно более легким по сравнению с другими подобными сооружениями.

      К сороковым годам строительство собора в основном закончилось, приступили к его внутренней отделке, проект которой был утвержден отдельно. Стены облицовывали цветными мраморами, росписью стен и купола собора занимались лучшие художники, среди них — К. Брюллов и Ф. Бруни, скульптурное убранство создавали скульпторы Н. Пименов, И. Витали, П. Клодт, А Логановский. Особое место в интерьере заняли мозаики, Монферран даже хотел перевести в мозаичные все живописные изображения собора.

     Строительство Исаакиевского собора стало своеобразной практической академией отечественной архитектуры, где испытывались новые материалы, новые конструктивные приемы, изучались и применялись проектировочные и строительные методы. Так, следуя примеру Монферрана, русские зодчие начали широко применять в строительстве металлические конструкции.

      Заканчивая строительство собора, архитектор задумывался над планом преобразования центральных площадей Петербурга — он решил связать в единый ансамбль Исаакиевскую, Адмиралтейскую, Дворцовую и Сенатскую площади. Но грандиозному плану Монферрана не суждено было осуществиться: вскоре после торжественного открытия Исаакиевского собора он скончался. Вдова архитектора обратилась с просьбой похоронить его в соборе, как завещал сам Монферран, но получила от Александра II категорический отказ. Тело архитектора увезли в Париж, там Монферран и был похоронен. В углу фронтона одного из портиков Исаакиевского собора скульптор И. Витали поместил фигуру архитектора в античной одежде.

      Исаакиевский собор стал главным творением зодчего. Еще во время долгого строительства много спорили об архитектурных достоинствах здания, отголоски этих споров можно услышать и сейчас. Но несомненно одно — строительство Исаакиевского собора стало целой эпохой в петербургской архитектуре.

      В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. Денег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.

      Еще одна легенда гласит, что главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, случившееся можно назвать случайным совпадением, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

      Высота Исаакиевского собора — 101,5 метр. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12000 человек.

      Исаакиевский собор бесспорно является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города. Однако по поводу непропорциональности барабана и поставленных рядом колоколенок возникли неофициальные названия. Одно из них — «Чернильница».

      В советское время Исаакиевский собор продолжал быть объектом мифотворчества. В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.

      Вторая легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек. Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора… Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.

      О Великой Отечественной войне напоминают следы от осколков снарядов, оставленные на колоннах западного портика Исаакиевского собора.

      В советское время в Исаакиевском соборе находился "Дом Антирелигиозного Просвещения". В частности был установлен "Маятник Фуко", доказывающий вращение Земли вокруг своей оси. В настоящее время в Исаакиевском соборе располагается музей, позволяющий познакомиться с историей его строительства и реставрации, осмотреть великолепные интерьеры и предметы искусства, украшающие собор. Также Вы можете подняться на коллонаду собора и любоваться видами Санкт-Петербурга с высоты птичьего полета.

 

 

Источник: Разговоры заполночь